Попробуем ответить на самые распространённые вопросы желающих заняться спидскейтингом.

«Какие ролики мне нужны?»

Нет необходимости сразу покупать другие ролики. Это даже вредно. Почему?

Дело в том, что спидскейтинг начинается с постановки правильной техники, приобретения навыков эффективного катания на высоких скоростях. Проще всего это освоить на тех роликах, к которым Вы уже привыкли и поведение которых хорошо прогнозируете. Далее, основы правильной техники можно будет перенести на более приспособленные для этого ролики, просто привыкнув к ним и научившись их чувствовать так же, как и предыдущие, если Вы посчитаете, что хотите кататься быстрее, чем Вам позволяют ролики, в которых Вы начинали обучение.

«Я считаю, что освоил базовые навыки спидскейтинга в той мере, в какой мне позволяют мои ролики. Хочу ездить ещё быстрее. Может, мне купить вон те полунизкие с большими колёсами?»

Полунизкие фитнесс-ролики мало в чём помогут Вам повысить среднюю скорость катания. Да, за счёт больших колёс Вы заметно прибавите в накате, несколько прибавите в максимальной скорости.

Но эти ролики имеют ряд принципиальных ограничений, которые не позволяют им быть альтернативой полноценным беговым роликам:

  • Высота ботинка. Даже небольших размеров кафф сильно ограничивает подвижность голеностопа, как следствие, ухудшая контроль ботинка и ограничивая силу толчка.
  • Жёсткость. Мягкий ботинок таких роликов всё равно как следует не зафиксирует ногу и опять-таки не позволит дальнейшего совершенствования техники катания.
  • Вес.

Сочетание каффа и мягкого ботинка сильно ограничивают Ваши возможности как в резком старте с места, так и выносливости на больших дистанциях. Каждый грамм играет роль. Предположим, Ваш ботинок на 600 грамм тяжелее бегового. Толкаетесь Вы 20 раз каждые 100 метров. После каждого толчка Вам нужно оторвать ногу от асфальта. То есть, вы поднимаете вес ботинка 200 раз каждый километр. На 20-км дистанции вы поднимете ботинок, в среднем 4000 раз. Умножаем это на 600 грамм разницы… получаем, что за время преодоления 20 км, вы подняли ногами на 2,4 тонны больше, чем если бы были в беговом ботинке. В каком случае Вы устанете больше?

Вывод простой: хоть такого типа ролики и позиционируются, как «тренировочные», но фактически ни один спидскейтер в них не тренируется. По той простой причине, что привычка и хорошее освоение своих, родных низких ботинков для него полезнее в плане достижений. А эти ролики созданы исключительно для чуть более быстрых и комфортных прогулок тем, кто любит кататься, но не любит толкаться (благо, накат больших колёс позволяет делать это чуть реже, чем на обычных фитнесс-роликах).

«Хорошо, тогда что же мне покупать для дальнейшего роста мастерства и скорости?»

Ответ только один. Беговые ролики. Не обязательно самую топовую модель. И не обязательно с колёсами диаметром 110 мм. Главное — возможность примерки ботинка и Ваш личный комфорт в нём.

К примеру, такой комплект роликов — Schankel Gigue + Schankel Litemax 4×100 + 100 mm Schankel Edge G

обойдётся Вам не дороже 400$. При том, что на нём бегают, в том числе и спортсмены, занимавшие призовые места на соревнованиях масштаба СНГ.

Также, аналогичного ролики плана ролики производятся компанией Powerslide (модель C6, есть смысл посмотреть-померять прошлогодние C4). Выбирать стоит то, что лучше сядет по ноге. Не забывая при этом, что все эти модели ботинков имеют возможность термоформовки, что позволяет устранить причины мелкого дискомфорта (но не сильных расхождений по форме и размеру между стопой и ботинком).

Главное — не стоимость роликов, а умение ими пользоваться.

«Какая защита мне необходима?»

Главное — приличного качества шлем. Он должен обязательно соответствовать стандартам безопасности «CE EN 1078», удобно сидеть на голове, не жать, не спадать и достаточно хорошо вентилироваться.

Также, очень желательны любые хорошие роллерские перчатки. И не повредит кевларовая защита (хоть и стоит она прилично).

В целом, спидскейтеры падают примерно в 10-100 раз реже остальных роллеров. Но часто гораздо более травматично.

«Обязательно ли мне нужен обтягивающий гоночный комбинезон (скинсьют)? Можно ли его чем-либо заменить (более дешёвым)?»

Да, вместо него вполне подходит шоссейно-велосипедная одежда. Проблема в том, что практически во всех случаях она оснащена смягчающей подседельной подушкой — «памперсом», которая будет мало того, что мешать, так ещё и очень интересно смотреться :)

Впрочем, некоторым удавалось находить варианты таких комбинезонов и без «памперса», по цене получалось в несколько раз дешевле скинсьюта, по качеству — некоторые его функции он выполнять всё же, сможет, хоть и не все.

Других альтернатив одежды для быстрой езды нет: любая обычная одежда парусит на ветру, сильно увеличивая Ваши усилия для преодоления воздушного потока, болтается, напитывается потом, изрядно при этом тяжелея, не стягивает Вас в правильную позицию. Как было замечено, человек обычно начинал кататься быстро после покупки скинсьюта. Почему — сказать точно и однозначно не могу, но факт остаётся фактом.

«Какой купить пульсомер? Обзательно ли он нужен?»

Для постановки техники пульсомер не нужен в принципе. Он начинает становиться нужным только при накате объёмов при тренировке длины. Обычно, подойдёт любая бюджетная модель, к примеру Beurer PM 15, которые в достаточно широком ассортименте представлены во многих одесских велосипедных магазинах. Цены обычно начинаются от 300-400 грн.

Более простые пульсомеры позволяют просто отслеживать пульс и задавать верхнюю границу. Более продвинутые имеют функцию «Auto Learn», счётчики калорий, 5 зон пульса, соответствующие 5 режимам энергообеспечения организма. В принципе, все эти дополнительные навороты мало себя оправдывают. Через определённое время тренировок и после изучения соответствующей литературы, люди, как правило, определяют режимы работы своего организма точнее, чем логический блок их пульсомеров. Так что, новичку будет вполне достаточно возможностей пульсомера начальной категории для тренировок длины.

Покупать сразу спортивный компьютер с возможностью GPS навигатора особого смысла нет. При тренировках длины паком вполне достаточно того, что он есть у кого-то одного. Хотя, в принципе, можно вполне тренироваться и с простым пульсомером.

«С чего мне начать тренировки?»

Прежде всего с постановки правильной техники катания. Это обязательно нужно делать с более опытным инструктором (со стороны-то мы себя не видим). Далее, можно перейти к тренировкам выносливости. После чего — силовые тренировки. Когда по этим пунктам будет достигнут какой-то заметный уровень — интервальные тренировки.

«Где мне купить беговые ролики? Продавцы в роллер-магазинах ничего о таких не знают»

К сожалению, этот пока не массовый товар в Украине. В Москве, к примеру, есть магазины, где можно зайти, подобрать, померять и купить беговые ролики. Для Одессы это, пока что, отдалённое будущее.

Тем не менее, при желании их вполне можно заказать в киевском представительстве московского онлайн-магазина — www.skateland.ru. Абсолютное большинство отечественных спидскейтеров покупали инвентарь именно там.

Перед покупкой понравившегося ботинка не забывайте о необходимости предварительной примерки. Об этом стоит позаботиться до того, как заказывать ролики.

«У меня есть желание заниматься спидскейтингом, соответствующие базовые навыки и беговые ролики. Где я могу тренироваться в Одессе?»

Конечно, идеального трека для спидскейтинга в Одессе ещё нет и пока не обещается. Но тем не менее, сложились «исторически» несколько мест обычных тренировок спидскетеров:

  • Так длинные дистанции и выносливость обычно тренируют за городом на строящейся (которая неизвестно ещё, сколь долго будет строиться) дороге на Сухой Лиман.
    Посмотреть на карте.
  • Летние тренировки трековых дисциплин обычно происходят на хоккейной площадке около 9-й станции Фонтана.
    Посмотреть на карте.
  • Трасса здоровья. Пригодна для подготовки к гонкам по сложному рельефу, хорошо нагружает сердечно-сосудистую систему резкими перепадами высот. Отличается не самым лучшим, местами, асфальтом, а так же, повышенной активностью пешеходов. Для тренировок пригодна, но только при минимуме пешеходов на ней (не курортный сезон в рабочее время, утренние часы). Также, там всегда можно найти, с кем погоняться (дополнительная мотивация ехать быстро), а некоторым — и встретить много знакомых.
    Посмотреть на карте.

«На Украине много спидскейтеров? Они как-то организованы? Есть какие-то интернет-ресурсы, посвящённые украинскому спидскейтингу? Проводятся ли какие-то мероприятия?»

Да, украинский спидскейтинг очень даже жив. Основной костяк находится в Киеве в лице самой конкурентоспособной, на сегодняшний день, в Украине команды по спидскейтингу SAM Racing Team. У них есть сайт — www.samroller.org.

Они организуют каждый год множество соревнований по спидскейтингу на Украине, принимают участие как в них, так и соревнованиях масштаба СНГ, регулярно занимая в них призовые места.

Кроме того, стараниями одесситов (в особенности, создателя), есть сайт, на котором подобрана информация об этом виде спорта — speedskating.in.ua.

И наконец, самый полный в масштабах СНГ, ресурс, посвящённый спидскейтингу от наших российских товарищей — www.speedskater.ru.